• Русский
  • Татарча

V ЭТАП (1990-2018 гг.) Совершенствование содержания и методов повышения квалификации педагогических кадров в период осуществления школьной реформы, обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации.

С начала 1990-х годов в ходе распада СССР школа приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Провозглашались высокие цели образования, но фактически существовал низкий уровень подготовки массы учащихся, не соответствующий интересам и потребностям общественного и экономического развития.

В этот период исследователи призывают к разработке долгосрочной программы повышения квалификации педагогических кадров, в которой должен быть максимально учтен накопленный опыт. Эта программа должна быть достаточно гибкой и вариативной, определять лишь магистральные направления, основные принципы, а не пытаться строго регламентировать каждую деталь. Органы образования, институты усовершенствования учителей должны сохранить «оперативный простор» для маневрирования с учетом всего многообразия местных условий, индивидуальных потребностей учителей и руководителей школ. Подготовка, полученная учителем в педагогическом вузе, в целом является лишь основой его профессиональной деятельности. Интеллектуальному багажу учителя свойственно старение; в его работе возникают новые запросы, на которые необходимо реагировать. Информации только о современных достижениях в фундаментальных науках недостаточно, так как профессиональное поле деятельности учителя – школа и учебный процесс – зависит от социальных изменений, оказывающих влияние на школу. Связанное с этим воздействие на цели и задачи воспитания и обучения, на организацию и формы работы школы требует от учителей непрерывного размышления над вопросом о пригодности нынешнего содержания и организационных форм работы в школе. Коллективом Татарского института усовершенствования учителей все более признается, что чисто методическая «накачка» учителя только по одному преподаваемому предмету недостаточно совершенствует учителя. В 1991-2000 годах осуществляется новый этап образовательной политики, связанный с периодом проведения радикальных реформ и модернизации всей образовательной системы.

Главной целью повышения квалификации становится подготовка работников образования к выполнению своих профессиональных обязанностей в условиях меняющихся социокультурных реалий и растущих требований к интеллектуальному и духовному потенциалу. Вновь изменилась структура ТИУУ. В 1993 году Татарский институт усовершенствования учителей был преобразован в Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан (ИПКРО РТ). В 1990-х ИПКРО превратился в вуз с развитой системой современных кафедр и лабораторий, коллективом ученых и специалистов. Изменение портрета учителя-заказчика привело к изменениям форм и методов повышения квалификации.

Основные направления опытноэкспериментальной и научноисследовательской работы ИПКРО – модернизация образования, обновление методической системы обучения, формирование профессиональной компетентности учителя, подготовка его к проведению локальных экспериментов. Кроме того, институт начал осуществлять подготовку кадров на основе личностно ориентированного подхода по новым специальностям: социальный педагог, практический психолог, организатор социальной работы среди населения. В учебном процессе нашли применение современные технологии развивающего обучения, был представлен национально-региональный компонент, реализуемый через этнопсихологию, прививались навыки исследовательской работы.

В феврале 2005 года ИПКРО РТ был реорганизован в Институт развития образования Республики Татарстан (ИРО РТ).

Пройдя сложный путь реформирования, система дополнительного профессионального образования педагогических кадров продолжает доказывать свою состоятельность и необходимость. Сегодня институт развивается как конкурентоспособный республиканский ресурсный инновационный центр, обеспечивающий опережающее профессиональное развитие руководящих и педагогических работников системы образования в соответствии с ключевыми требованиями Стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года: школьное образование должно ориентироваться на компетенции XXI века, обеспечивать формирование инновационного типа мышления и воспитание патриотизма; качество и масштаб профессионального образования должны обеспечивать конкурентоспособность экономики Татарстана; республика должна стать местом привлечения талантов из других регионов и стран; система образования должна обеспечивать развитие поликультурной идентичности Татарстана.

Перед ИРО РТ поставлены масштабные задачи, обеспечивающие инновационное развитие системы образования Республики Татарстан:

  • совершенствовать региональную систему дополнительного профессионального образования, профессиональные компетенции педагогических и руководящих работников в соответствии с профессиональными стандартами на основе персонифицированного подхода;
  • обеспечивать реализацию приоритетных направлений развития региональной системы образования;
  • развивать систему научнометодического сопровождения профессионального роста педагогических и руководящих работников;
  • развивать профессиональную мобильность педагогов, их готовность обновлять содержание и характер профессиональной деятельности и способность интегрировать в преподавательской и методической деятельности психолого-педагогические знания, современные научные достижения в предметных областях, а также результаты собственной исследовательской, поисковой и прикладной научной деятельности.

С 2014 года ИРО РТ является региональным оператором персонифицированной модели повышения квалификации работников образования Республики Татарстан, осуществляя мониторинг потребностей работников образования в повышении квалификации на образовательном портале «Электронное образование в РТ»; организацию деятельности республиканского экспертного совета по оценке дополнительных профессиональных программ (модулей) повышения квалификации работников образования Республики Татарстан; формирование республиканского реестра дополнительных профессиональных программ (модулей) повышения квалификации работников образования Республики Татарстан.

Научно-методический потенциал сотрудников института обусловил их участие в разработке концептуальных документов (проектов) республиканского уровня: Концепции и программы развития кадетского образования в РТ на2015-2019; Концепции развития одаренных детей в РТ до 2020 года; Стратегии развития воспитания обучающихся в РТ на 2015-2025 годы; Концепции национального образования (обучения и воспитания на татарском языке в образовательных организациях РТ); Концепция преподавания татарского языка и татарской литературы; Концепции развития школьного физического образования в РТ.

Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, эффективного использования учебного времени. Сотрудники института ведут активную работу по внедрению кураторской методики «Стодневка для директора», поликультурной полилингвальной модели образования РТ; методической сертификации тьюторов преподавания татарского языка как государственного РТ на основе коммуникативных технологий; педагогической технологии управления качеством образовательного процесса «Биоинформатика и синергетика» (БиС), технологий «Образовательный минимум», «Смешанное обучение», модели «Перевернутый класс», технологии обучения татарскому языку русскоязычных учащихся с использованием нового учебнометодического комплекта «Сәлам».

Значительный опыт в сфере реализации научных и образовательных проектов и программ Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010- 2015 годы «Килэчэк» – «Будущее» определил выбор ИРО РТ в качестве федеральной стажировочной площадки по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования. Деятельность ИРО РТ как стажировочной площадки призвана создать условия для повышения квалификации работников образования, обобщения и распространения наработанного положительного опыта в области повышения качества образования в школах республики и за ее пределами.

С 2016 года по настоящее время в рамках реализации мероприятий ФЦПРО (ГП РФ) институт выполняет функции ресурсного, научно-методического, консультационного и координационного центра планирования и реализации мероприятий по обеспечению повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на основе развития социально-педагогической среды школы. Вторым направлением является модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных про грамм развития образования и поддержки сетевых методических объединений. На базе института в 2017 году по данному направлению обучено 1334 педагогических и руководящих работников РТ и 8449 из других субъектов РФ. Третьим направлением является развитие национальнорегиональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества.

ИРО РТ вносит значительный вклад в развитие национального образования в Республике Татарстан и Российской Федерации: активно сотрудничает с образовательными и общественнокультурными организациями 18 регионов РФ; организует Всероссийские конкурсы профессионального мастерства учителей татарского языка и литературы; разрабатывает УМК, примерные образовательные программы по предметам «Татарский язык» и «Татарская литература»; проводит экспертизы учебников на татарском языке и образовательных программ, нормативно-правовых документов по языковому образованию в РФ.

Институт проводит большую работу по реализации республиканской программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы». Осуществляется деятельность по повышению квалификации учителей татарского языка и литературы регионов РФ, оказывается научно-методическая поддержка, в том числе с выездом в субъекты РФ.

Институт реализует следующие направления инновационной деятельности:

Формирование региональной системы оценки качества дошкольного образования.

Инклюзивное образование в современной школе. Реализация адаптированных образовательных программ.

Развитие региональной системы оценки качества общего образования: повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов; внутришкольная система оценки качества.

Создание унифицированного фонда оценочных средств для оценки результатов освоения разработанных унифицированных образовательных программ СПО (по наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям («ТОП-50», «ТОП-Регион»).

Роль института в реализации приоритетных направлений развития системы образования трудно переоценить. Сопровождение национальной системы учительского роста (НСУР), проекта «Цифровая школа», организация системы наставничества на основе сетевого взаимодействия – вот неполный перечень общероссийских проектов, участником которых планирует стать институт в ближайшей перспективе.

За минувшие 90 лет менялись названия, структура института, но он был и остается центром повышения квалификации педагогических кадров Татарстана, центром изучения и распространения опыта обучения и воспитания, а также одним из ведущих научноисследовательских учреждений республики. На всех этапах своего развития – от ликвидации неграмотности до введения образовательных стандартов – институт активно решал поставленные государством задачи, максимально использовал свой потенциал формирования школы сегодняшнего и завтрашнего дня.