• Русский
  • Татарча

Вебинар «Дети в информационном обществе. Обеспечение безопасности детей в Интернет-пространстве» («Открытый класс»)

27 мая 2020 года ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» совместно с Казанским инновационным университетом имени В.Г. Тимирясова в рамках проекта «Открытый класс» провел вебинар для классных руководителей, родителей и других специалистов образовательных организаций Республики Татарстан по теме «Дети в информационном обществе. Обеспечение безопасности детей в Интернет-пространстве».

В вебинаре приняли участие Нугуманова Людмила Николаевна, ректор Института развития образования Республики Татарстан; Тимирясова Асия Витальевна, ректор Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова; Ильдар Шамилевич Галиев, руководитель аппарата Антитеррористической комиссии в Республике Татарстан; Рустам Айратович Каримов, председатель Ассоциации молодых педагогов и руководителей Республики Татарстан, директор МБОУ «СОШ № 1» Вахитовского района г. Казани; Эльвира Хамзеевна Башлай, научный сотрудник лаборатории воспитания, дополнительного образования и профилактики асоциального поведения, и Мингалиев Арслан Хайрутдинович, сотрудник лаборатории технических средств обучения Институт международных отношений КФУ.

С приветственным словом к участникам вебинара обратилась ректор Института развития образования, доктор педагогических наук Л.Н. Нугуманова.

Людмила Николаевна подчеркнула, что сегодня педагоги, дети и родители проводят много времени в Интернете без всякого регламента, это обусловливает актуальность темы вебинара, необходимость открытого и широкого ее обсуждения. Важно научить детей пользоваться Интернет-пространством и не оставлять этот процесс без внимания. Л.Н. Нугуманова подробно представила педагогическому сообществу все информационно-методические ресурсы, программы, проекты и издания, которые имеются в Институте развития образования и направлены на повышение профессиональной компетентности педагога как в области преподавания отдельных предметов и построения учебного процесса, так и в направлении психолого-педагогической поддержки обучающихся. Особое внимание в современных условиях преподавания следует уделять созданию комфортной, безопасной образовательной среды.

Содержательным, актуальным и практически-значимым был подробный доклад И.Ш. Галиева о современных деструктивных субкультурах, которые несут реальную угрозу молодому поколению. Серьезная глобальная проблема всего мира – рост числа терактов и психически нездоровых людей. Так, по данным ВОЗ ООН, в 2017 году в мире насчитывалось до 450 млн психически больных и не менее 800 млн людей в пограничном психологическом состоянии. Во время своего выступления Ильдар Шамилевич сделал акцент на негативном воздействии длительного пребывания в онлайн, так при нахождении онлайн свыше 4 часов усиливаются депрессивные и суицидальные наклонности, ощущение собственной неполноценности, отчужденности, социального напряжения.

И.Ш. Галиев обозначил ряд проблем, связанных с вовлечением молодежи в деструктивные сообщества, такие как «Колумбайн», сатанисты, скинхеды, анархисты, «А.У.Е» и другие. Пропаганда участия в массовых драках, исламофобии, антисемитизма в сети Интернет ставит перед педагогами, родителями задачу обеспечения более пристального внимания к детям и контроля за пребыванием ребенка в социальных сетях, сферы общения, интересов. Основная причина, по которой дети и молодежь оказываются в радикальных группах, – отсутствие значимого и близкого окружения, доверительных, искренних отношений, когда ребёнку некому рассказать о своих проблемах и не с кем поделиться своими переживаниями. Близкий круг людей есть, но не все родители и педагоги уделяют достаточно времени для общения с детьми и своевременно реагируют на изменения в поведении и состоянии ребенка, отгородившись стеной забот. Травмы детства, отчаяние и обида могут стать причинами радикализации молодежи. И.Ш. Галиев выступил с обращением к педагогическому сообществу Республики Татарстан о необходимости комплексной системы профилактики, в основе которой всегда лежит мониторинг психологической безопасности образовательной среды. Ильдар Шамилевич сообщил, что помимо классных руководителей к профилактической работе необходимо привлекать:

  • добровольцев молодежных организаций;
  • спортивных тренеров;
  • ветеранов военных и правоохранительных структур;
  • участников боевых действий.

Среди подходов в профилактической работе наиболее эффективными являются принятие детей, создание безопасной среды и возможности для самореализации детей, подростков и молодежи. Педагогам было предложено информировать родителей о последствиях ошибок в воспитании и использовать телеграмм-канал «Родителям – внимание. Проверено», который ведется ресурсным центром «Ориентир».

Башлай Эльвира Хамзеевна в своем вступлении обратилась к педагогам с просьбой уделять пристальное внимание тихим и спокойным детям, у которых на первый взгляд все благополучно. Эльвира Хмзеевна отметила, что, для того чтобы помочь детям и подросткам не стать жертвой сети Интернет, важно понять, какие потребности не удовлетворяются и от чего «бежит» и «прячется» в виртуальном мире современный ребенок. В связи с тем, что в подростковом возрасте дети очень ранимо и болезненно реагируют на критику и замечания, педагогам следует избегать крайних форм критики, сопричастной с переходом на личность. Не нужно обобщать один конкретный случай и переводить в категорию «всегда» («С тобой всегда одни проблемы»). В завершении своего выступления Э.Х. Башлай привела слова В.А. Сухомлинского: «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней».

Р.А. Каримов представил слушателям информацию о количестве молодых педагогов в республике, сегодня это 24719 человек, которые работают не только в школах, но и в системе дошкольного и дополнительного образования. Основные рекомендация, которые дал Рустам Айратович слушателям вебинара, направлены на развитие прорывной компетенции «когнитивности», навыков цифровой гигиены у педагогов и школьников, системы применения Интернет-технологий в обучении.

А.Х. Мингалиев рассказал слушателям вебинара об основах безопасности в сети Интернет, пояснив, каким образом выстраивается современное тесное взаимодействие виртуального и реального миров. Арслан Хайрутдинович обозначил главную проблему современных детей и взрослых – снижение чувства безопасности. В связи с этим важен пример личный педагога и родителя в корректном поведении в Интернете.

В завершении вебинара Э.Х Башлай ответила на вопрос зрителей «В каком возрасте следует обратить внимание на замкнутость ребенка?» Возраст не имеет значения, главное – своевременно заметить резкое изменение в поведении, настроении и самочувствии ребенка. Необходимо смотреть на состояние детей в сравнении: как было, как стало. Депрессия может наблюдаться у младшего школьника, подростка и старшеклассника, главное, не остаться равнодушным к личности ребенка и его имеющимся проблемам. Если родители стали замечать, что ребенок перестал интересоваться событиями семьи, стал избегать общения и контактов с членами семьи, перестал проявлять интерес к своим увлечениям, поставил пароли на доступ к своим страничкам в социальных сетях, необходимо срочно что-то предпринимать и как-то реагировать.

Вебинар, посвященный теме обеспечения безопасности детей в Интернет-пространстве, вызвал большой интерес у слушателей, и все, кто не смог подключиться к онлайн-трансляции, имеют возможность посмотреть запись вебинара, пройдя по ссылке https://youtu.be/nO23n_fsIpY .

1
3
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12