• Русский
  • Татарча

Республиканские педагогические чтения «Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся: Учимся для жизни»

25 января 2023 года в МБОУ «Многопрофильный  лицей №187» Советского района города Казани состоялись Республиканские педагогические чтения «Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся: Учимся для жизни».  В данном мероприятии принимали участие руководители образовательных учреждений, заместители руководителей, учителя, педагоги-психологи, педагоги учреждений дополнительного образования. 

 

Актуальность данного мероприятия обусловлена необходимостью привлечения внимания педагогического сообщества к проблеме формирования функциональной грамотности у школьников. Перед современными педагогами стоит важная задача сформировать у детей широкий диапазон  знаний, умений и навыков, которые позволят им успешно работать с информацией, прогнозировать последствия своих поступков, находить альтернативные решения в кризисных ситуациях и эффективно использовать полученные опыт на практике.

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» вошел в состав организаторов данного мероприятия и ученые института приняли активное участие в педагогических чтениях в качестве экспертов:

  • Улбутов Дмитрий Иванович, к.и.н., заведующий кафедры современных образовательных технологий и проектирования содержания образования ИРО РТ принял участие в качестве эксперта на секции «Формирование и развитие финансовой грамотности».
  • Кинзябулатова Гульназ Рамилевна, доцент кафедры педагогики и управления образованием ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», к.и.н. приняла участие в качестве эксперта на секции «Формирование и развитие читательской грамотности».
  • Замалетдинова Зальфира Исхаковна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», к.п.н., «Заслуженный учитель школы РТ», «Почётный работник общего образования РФ» приняла участие в качестве эксперта на секции «Формирование читательской грамотности».  
  • Башлай Эльвира Хамзевна, научный сотрудник лаборатории воспитания и профилактики асоциального поведения ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» являлась независимым экспертом и посетила несколько секций.

Оценку и советы выступающим давали приглашенные эксперты из Министерства образования и науки Республики Татарстан, Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Отдела образования по Советскому району г. Казани, Казанского (Поволжского) федерального университета, Института психологии и образования, Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 

Института педагогики, психологии и социальных проблем, НОУ ДПО "Центр социально-гуманитарного образования", Высшей школы бизнеса КФУ, АО АКБ "Энергобанк". 

На чтения было заявлено 143 участника с выступлениями в формате доклада и мастер-классов и работали следующие секции:

  1. «Формирование и развитие читательской грамотности».
  2. «Формирование и развитие финансовой грамотности».
  3. «Формирование и развитие естественнонаучной грамотности».
  4. «Формирование и развитие математической грамотности».
  5. «Формирование и развитие цифровой грамотности как инструмента познания мира и обеспечения информационной безопасности».

Во время открытия  Педагогических чтений состоялась дискуссия, в которой приняли участие 

  • Галеева Гульнара Гаппасовна, директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Многопрофильный лицей №187» Советского района г. Казани;
  • Шайхеисламов Раис Фалихович, директор центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников РТ, КФУ;
  • Алексеева Татьяна Георгиевна, начальник Управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан;
  • Галеева Ирада Шамилевна, методист по учебным предметам МКУ «Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования Казани». 

Анализ работ секций показал, что педагоги Республики Татарстан применяют творческий подход в построении уроков, соблюдают требования ФГОС, заинтересованы в совершенствовании своих компетенций, мотивированы на участие в подобных мероприятиях. Самое большое количество участников было заявлено на секцию «Развитие читательской грамотности», в результате эта секция разделилась на пять подсекций.

Однако, следует заметить, что некоторые участники мероприятия рассматривают читательскую грамотность, как владение техникой чтения, тогда как, это способность понимать прочитанное, анализировать содержание текста, выделять ключевые мысли, отделять главное от второстепенного, пересказывать смысл прочитанного. 

Республиканские педагогические чтения «Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся: Учимся для жизни» помогают участникам открыть для себя новые формы, методы и приемы работы с детьми и внести коррективы в свою педагогическую практику, совершенствуя уроки и внеклассные мероприятия. 

На основании участия в секциях и проведения анализа представленных элементов урока и внеклассных мероприятий были составлены следующие рекомендации: 

  1. Предлагая школьникам задания в рамках формирования функциональной грамотности необходимо подбирать материалы для развития у школьников логической (смысловой) памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное, составлять алгоритмы, кейсы, сценарии. Важно предлагать школьникам кейсы с жизненными ситуациями, которые понятны детям и с которыми ребенок может столкнуться в своей реальной или будущей  жизни. 
  2. Перед тем, как планировать и проводить уроки на развитие функциональной грамотности необходимо определить те конечные результаты урока, которые будут у конкретного школьника и каким образом будет виден (или измерен) этот результат.
  3. Важно определить основные средства обучения, которые повышают эффективность проводимых занятий и формируют познавательную мотивацию школьников. 
  4. Во время подведения итогов занятия необходимо акцентировать внимание школьников на том, какой навык, по их мнению, был сформирован во время выполнения заданий учителя, какие новые знания были получены, как в будущем школьник сможет применить сформированные умения.
Фотогалерея: